Развитие конструктивных способностей дошкольников методом оригами
Руководитель по ИЗО Негодаева Т.В. МДОУ №3
Введение
Подарок, сделанный своими руками, приятен и для того кто его изготовил, и особенно для того, кто такой подарок получил. А такие подарки можно делать из бумаги. Бумага легко поддается обработке. Ее нетрудно сгибать, резать ножницами, окрашивать, склеивать.
Складывание поделок из бумаги является таким видом ручного труда, когда в результате сгибания из бумажного листа изготовляется определенная вещь-поделка. Это настоящее искусство. Называется оно оригами.
Самое главное достоинство оригами заключается в том, что из простого квадрата бумаги вы можете сделать буквально все, что захотите. А тот человек, который складывает, превращается в волшебника, творца.
Оригами у всех вызывает интерес: кому-то хочется поиграть, кому-то хочется сложить фигурку, а кто-то относится к оригами как к интересной головоломке. Оперируя с бумагой, дети узнают об ее пригодности к различной обработке, знакомятся с ее видами (писчая, цветная, оберточная). В работе с бумагой дети узнают, что бумага бывает различного цвета, блестящей или матовой, толстой или тонкой. А еще дети могут играть со своими поделками. Как приятно ребенку сделать самому игрушку и играть с ней! Часто такая игрушка становится интереснее покупной. Игрушки, сложенные из бумаги, отличаются легкостью, индивидуальностью, их можно подарить. Подарки просто так, без повода – это чудесный, приятный знак внимания, который может изменить настроение и даже улучшить самочувствие. Гордость, которую будет испытывать мама за своего ребенка одно из самых хороших чувств во взаимоотношениях между детьми и родителями.
Цель : Способствование развитию конструктивных способностей дошкольника через использование метода оригами.
Задачи: Познакомить детей со свойствами бумаги, ее можно складывать в любом направлении. Учить подбирать цвета и их оттенки при изготовлении поделок.
Развивать фантазию, пространственное мышление, творчество детей, мелкую моторику рук.
Воспитывать ответственность за выполнение работы, аккуратность при пользовании ножницами, кисточкой; доброжелательное отношение к окружающим.
Из истории оригами
Слово «оригами»- японское. В переводе оно обозначает - «сложенная бумага».
Искусство складывания бумаги зародилось в Японии приблизительно в 8 веке. И на протяжении нескольких столетий развивалось только в этой стране. Вначале оригами использовалось в храмовых обрядах. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Это умение передавалось из поколения в поколение.
Начиная с конца 14 века оригами из церемониального искусства превращается в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок.
Во второй половине 19 века оригами перешло границы Японии, а после Второй мировой войны началось его бурное развитие в других странах мира. Произошло это благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы, который изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигурки. Это своеобразный «язык» оригами, который очень легко выучить. И тогда без труда можно складывать тысячи фигурок.
Что необходимо для работы
- Бумага
Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. В данном случае лучше использовать белую и цветную бумагу для ксерокса или обыкновенную цветную бумагу для ручного труда. Для фона использовать картон.
- Ножницы
Желательно иметь ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности: не размахивать ими, при резании следить за положением левой руки, не работать ножницами с ослабленными шарнирами, класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край.
- Клей
Клей должен отвечать следующим требованиям: быстро высыхать, не быть слишком жидким (чтобы бумагу не размокала), не обесцвечивать краски, не оставлять пятен на бумаге. Лучше всего использовать клей ПВА (поливинилацетатный).
- Кисточки
Следует приготовить кисточки разных размеров. Для склеивания небольших деталей подойдут маленькие кисточки, если деталь объемная и ее надо приклеить на какую-то основу, то подойдет кисточка большего размера. После работы необходимо тщательно промыть кисточки. Хранить кисточки лучше в вертикальном положении, ворсом вверх.
Заключение
Оригами- направление прикладного искусства, развивающее усидчивость, пространственное мышление, фантазию. Изготавливая поделки методом оригами, у детей развивается мелкая моторика рук а также любознательность исследовательский интерес. Я ищу новые формы и методы развития творчества, изучаю различные технологии. Детям очень нравится заниматься оригами- это интересно и полезно.