Развитие
конструктивных способностей дошкольников методом оригами
Руководитель
по ИЗО Негодаева Т.В. МДОУ №3
Введение
Подарок, сделанный своими руками, приятен и для того кто его
изготовил, и особенно для того, кто
такой подарок получил. А такие подарки
можно делать из бумаги. Бумага легко поддается обработке. Ее нетрудно сгибать,
резать ножницами, окрашивать, склеивать.
Складывание поделок из бумаги является
таким видом ручного труда, когда в результате сгибания из бумажного листа
изготовляется определенная вещь-поделка. Это настоящее искусство. Называется
оно оригами.
Самое главное достоинство оригами
заключается в том, что из простого квадрата бумаги вы можете сделать буквально
все, что захотите. А тот человек, который складывает, превращается в волшебника,
творца.
Оригами у всех вызывает интерес:
кому-то хочется поиграть, кому-то хочется сложить фигурку, а кто-то относится к
оригами как к интересной головоломке. Оперируя с бумагой, дети узнают об ее
пригодности к различной обработке, знакомятся с ее видами (писчая, цветная,
оберточная). В работе с бумагой дети узнают, что бумага бывает различного
цвета, блестящей или матовой, толстой или тонкой. А еще дети могут играть со
своими поделками. Как приятно ребенку сделать самому игрушку и играть с ней!
Часто такая игрушка становится интереснее покупной. Игрушки, сложенные из
бумаги, отличаются легкостью, индивидуальностью, их можно подарить. Подарки
просто так, без повода – это чудесный, приятный знак внимания, который может
изменить настроение и даже улучшить самочувствие. Гордость, которую будет испытывать
мама за своего ребенка одно из самых хороших чувств во взаимоотношениях между
детьми и родителями.
Цель : Способствование развитию
конструктивных способностей дошкольника через использование метода оригами.
Задачи: Познакомить детей со свойствами
бумаги, ее можно складывать в любом направлении. Учить подбирать цвета и их
оттенки при изготовлении поделок.
Развивать
фантазию, пространственное мышление, творчество детей, мелкую моторику рук.
Воспитывать
ответственность за выполнение работы, аккуратность при пользовании ножницами,
кисточкой; доброжелательное отношение к окружающим.
Из истории оригами
Слово «оригами»- японское. В переводе оно обозначает - «сложенная
бумага».
Искусство складывания бумаги зародилось
в Японии приблизительно в 8 веке. И на протяжении нескольких столетий
развивалось только в этой стране. Вначале оригами использовалось в храмовых
обрядах. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало
обязательной частью культуры японской аристократии. Умение складывать из бумаги
считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных
манер. Это умение передавалось из поколения в поколение.
Начиная с конца 14 века оригами из
церемониального искусства превращается в любимое развлечение японцев. Именно в
этот период времени появилось большинство классических фигурок.
Во
второй половине 19 века оригами перешло границы Японии, а после Второй мировой
войны началось его бурное развитие в других странах мира. Произошло это
благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы, который изобрел
единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему
складывания любой фигурки. Это своеобразный «язык» оригами, который очень легко
выучить. И тогда без труда можно складывать тысячи фигурок.
Что
необходимо для работы
Для
оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин.
Бумага должна быть чистой, не мятой. В данном случае лучше использовать белую и
цветную бумагу для ксерокса или обыкновенную цветную бумагу для ручного труда.
Для фона использовать картон.
Желательно
иметь ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. При
пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности: не размахивать
ими, при резании следить за положением левой руки, не работать ножницами с
ослабленными шарнирами, класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за
край.
Клей
должен отвечать следующим требованиям: быстро высыхать, не быть слишком жидким (чтобы бумагу не размокала), не
обесцвечивать краски, не оставлять пятен на бумаге. Лучше всего использовать
клей ПВА (поливинилацетатный).
Следует приготовить кисточки разных размеров. Для склеивания
небольших деталей подойдут маленькие кисточки, если деталь объемная и ее надо
приклеить на какую-то основу, то подойдет кисточка большего размера. После
работы необходимо тщательно промыть кисточки. Хранить кисточки лучше в
вертикальном положении, ворсом вверх.
Заключение
Оригами- направление
прикладного искусства, развивающее усидчивость, пространственное мышление,
фантазию. Изготавливая поделки методом оригами, у детей развивается мелкая
моторика рук а также любознательность исследовательский интерес. Я ищу новые формы и методы развития
творчества, изучаю различные технологии. Детям очень нравится заниматься
оригами- это интересно и полезно. |