Консультация для воспитателей
«Роль родителей в приобщении дошкольников
к здоровому образу жизни».
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов - детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей - будущее страны, основа её национальной безопасности.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение правил гигиены, а часто из- за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребенка не выполняют даже элементарных гигиенических правил.
Важным элементом семейного воспитания современных средств массовой информации способствует повышению санитарно - гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Многие родители в силу неопытности, несерьезности подхода к соблюдению является физическое воспитание. Однако многие исследователи констатируют явно не достаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
Среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей, более половины родителей регулярно используют соблюдение санитарно - гигиенических требований, прогулки на свежем воздухе, правильное питание.
А формы и виды физической активности родителями используются очень редко. Утренняя зарядка, закаливающие процедуры, занятия в оздоровительных не используются вообще. Только 10% из 100% приучают детей к самостоятельной двигательной активности, т.е. к самостоятельным занятиям.
Обобщая результаты проведенного опроса, можно отметить следующее. Здоровья ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектом сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Сотрудничество ДОУ и родителей осуществляется по-разному. В настоящее время существует много форм взаимодействия ДОУ и родителей, условно их можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
- Дошкольное учреждение преследует следующие задачи в работе с родителями в плане приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Изучение запроса родителей.
- Ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.
- Основание родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное благополучие и психическое здоровье детей.
- Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.
- Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения здоровья детей и взрослых.
- Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
- Повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка.
Для решения этих задач была разработана модель взаимодействия ДОУ и родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, определены цель взаимодействия, принципы воспитания ребенка в ДОУ и в семье, условия реализации модели.
Для реализации модели были предложены следующие формы работы с родителями воспитанников:
1. Дни открытых дверей, когда родители приглашают в ДОУ в удобное для них время для просмотра физкультурно - оздоровительной работы, проводимой в детском саду с детьми: физкультурных занятий, занятий здоровья, утренних, корригирующих, бодрящих гимнастик, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз и т. п.;
2. Совместные с родителями спортивные праздники и досуги: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Ловкие, сильные, смелые» и т. п.
Дни здоровья;
3. Газета «Вырастай-ка»;
4. Родительский клуб «Здравушка»;
5. Родительские собрания;
6. Индивидуальные беседы и консультирование специалистами ДОУ;
7. Анкетирование;
8. Наглядные виды работ:
- выставки детских работ, дидактических игр на оздоровительную тематику, литературы;
- папки - передвижки, рекомендации;
- информационные стенды;
- фотовыставки.
Выводы:
1. Руководство дошкольного образовательного учреждения должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые актуальны для конкретного сада, в соответствии со спецификой учреждения, с выбранными задачами. Взаимодействие должно осуществляться на уровне «детский сад – родитель». Не нужно всю работу с родителями взваливать на воспитателя. Целесообразно оставить за воспитателем такие формы работы с родителями, как групповые родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, оформление рекомендаций для родителей.
2. Образ жизни ребенка- дошкольника формируют его родители при условии их компетентности в области формирования здорового образа жизни ребенка. Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников осуществляется через те формы взаимодействия, которые:
- актуальны для конкретного сада, в соответствии со спецификой учреждения, с выбранными задачами;
- востребованы родителями.
3. Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей должно осуществляться на позициях диалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования.