Консультация для воспитателей
«Роль родителей в приобщении дошкольников
к здоровому образу жизни».
Не секрет,
что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника
могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных
институтов - детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов
дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению
здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и
физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное
значение. Ведь здоровье детей - будущее страны, основа её национальной безопасности.
Общепризнано,
что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое
распространение правил гигиены, а часто из- за низкой культуры и небрежного
отношения к здоровью ребенка не выполняют даже элементарных гигиенических
правил.
Важным
элементом семейного воспитания современных средств массовой информации
способствует повышению санитарно - гигиенических знаний населения, но, к
сожалению, не всегда меняет поведение людей. Многие родители в силу
неопытности, несерьезности подхода к соблюдению является физическое воспитание.
Однако многие исследователи констатируют явно не достаточную активность
родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое
воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей,
так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно,
возрождение традиций семейного физического воспитания в современных
условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего
поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
Среди мер,
предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей, более половины родителей
регулярно используют соблюдение санитарно - гигиенических требований, прогулки
на свежем воздухе, правильное питание.
А формы и виды физической активности родителями используются очень редко.
Утренняя зарядка, закаливающие процедуры, занятия в оздоровительных не
используются вообще. Только 10% из 100% приучают детей к самостоятельной
двигательной активности, т.е. к самостоятельным занятиям.
Обобщая результаты проведенного опроса, можно отметить следующее.
Здоровья ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его
окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на
родителей, особую ответственность. Знания родителей дошкольников о мерах по
сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и
укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей
в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций
семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально
значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли
своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры
семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектом
сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии
реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье,
совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть
обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и
их ориентацию на здоровый образ жизни. Сотрудничество ДОУ и родителей осуществляется
по-разному. В настоящее время существует много форм взаимодействия ДОУ и
родителей, условно их можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
- Дошкольное учреждение
преследует следующие задачи в работе с родителями в плане приобщения дошкольников
к здоровому образу жизни. Изучение запроса родителей.
- Ориентация семьи на воспитание
здорового ребенка.
- Основание родителями основ
личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми,
обеспечивающее эмоциональное благополучие и психическое здоровье детей.
- Формирование у родителей
теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности
следовать здоровому образу жизни.
- Помощь в приобретении
практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения
здоровья детей и взрослых.
- Обеспечение тесного
сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
- Повышение педагогической
культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка.
Для решения этих задач была разработана модель взаимодействия ДОУ и
родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, определены цель
взаимодействия, принципы воспитания ребенка в ДОУ и в семье, условия реализации
модели.
Для реализации модели были предложены следующие формы работы с родителями
воспитанников:
1. Дни открытых дверей, когда
родители приглашают в ДОУ в удобное для них время для просмотра физкультурно -
оздоровительной работы, проводимой в детском саду с детьми: физкультурных
занятий, занятий здоровья, утренних, корригирующих, бодрящих гимнастик,
дыхательных упражнений, гимнастики для глаз и т. п.;
2. Совместные с родителями
спортивные праздники и досуги: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Ловкие, сильные,
смелые» и т. п.
Дни здоровья; 3. Газета «Вырастай-ка»;
4. Родительский клуб «Здравушка»;
5. Родительские собрания;
6. Индивидуальные беседы и консультирование специалистами
ДОУ;
7. Анкетирование;
8. Наглядные виды работ:
- выставки детских работ,
дидактических игр на оздоровительную тематику, литературы;
- папки - передвижки,
рекомендации;
Выводы:
1. Руководство дошкольного образовательного учреждения
должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями
воспитанников, которые актуальны для конкретного сада, в соответствии со
спецификой учреждения, с выбранными задачами. Взаимодействие должно
осуществляться на уровне «детский сад – родитель». Не нужно всю работу с
родителями взваливать на воспитателя. Целесообразно оставить за воспитателем
такие формы работы с родителями, как групповые родительские собрания,
индивидуальные беседы и консультации, оформление рекомендаций для родителей.
2. Образ жизни ребенка- дошкольника формируют его
родители при условии их компетентности в области формирования здорового образа
жизни ребенка. Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников осуществляется
через те формы взаимодействия, которые:
- актуальны для конкретного сада,
в соответствии со спецификой учреждения, с выбранными задачами;
3. Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей должно
осуществляться на позициях диалога, что способствует реализации принципов
гуманизации образования.
|