О нормальном речевом развитии ребенка
Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он
должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка
до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.
Возраст от 2 до 5
месяцев специалисты называют периодом гуления. Если Ваш ребенок развивается
в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев
отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу».
Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным
общением с взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое
развитие.
В 2,5—3 месяца у
младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что
способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает
улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая
голову.
В 4 месяца у
ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при
эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет
ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.
К 5—6 месяцам нормально
развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с
губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у
малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы
произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это
очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно
стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка
оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.
Примерно с 7 и 8
месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного
декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.
К 10 месяцам
малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их
соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом
приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит
слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.
К году в его словаре
будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа»,
«баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.
К 1,5—2 годам в
речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут»,
«Хочу пить чай!» Можно отметить появление
в активной речи ребенка первых
прилагательных: «хороший», «плохой»,
«большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как
«хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».
К 3 годам из речи
ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш
практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно
воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п5], [м],
[м3], [т], [т5], [н], [н']5 [к], [к']5 М, [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит
простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне
новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя
в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать
лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам малыш
уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з']5 использует в
речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они
разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке
или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно
произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить
ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению
серьезного нарушения звукопроизношения.
К 5 годам малыш
правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи
грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии
картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально
развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически
не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи:
диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 лет
начинается школьный период развития речи ребенка.
К 17 годам он
овладеет письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.
|